Прокуратурой Намского района проведена проверка по защите имущественных прав детей, находящихся под опекой в приемных семьях

Вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами отдела опеки МО «Намский улус» возложенных обязанностей длительное время нарушались имущественные, социальные права детей.

Так, выявлены факты неосновательного обогащения опекунами вследствие незаконного расходования средств государственной поддержки (ежемесячных выплат, пенсий, алиментов) на оплату жилищно-коммунальных расходов по собственным жилым помещениям, а также путем отражения недостоверных сведений в отчетах о приобретении лекарств.

Однако у детей, находящихся под опекой, в собственности и во владении отсутствовало жилое помещение, что исключало внесение ими оплаты за жилищно-коммунальные расходы.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрено бесплатное обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет предоставляются все лекарственные средства бесплатно.

Таким образом, прокуратурой выявлено незаконное расходование опекунами причитающихся детям в качестве алиментов, пенсий, пособий,  денежных средств, предназначенных на их содержание, воспитание и образование ребенка.

В соответствии с ч.1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В этой связи в суд направлены 26 исков в защиту прав несовершеннолетних о взыскании с 8 опекунов средств неосновательного обогащения на общую сумму более 2,5 млн.руб.

В связи с выявленными грубыми нарушениями имущественных прав находящихся под опекой детей прокуратура Намского района разъясняет, что согласно ч.2 ст. 60 Семейного кодекса РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими исключительно на содержание, воспитание и образование ребенка.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (абзац первый пункта 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 37 ГК РФ суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 ГК РФ, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Однако опекунам нельзя забывать об обязанности, установленной частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», согласно которой опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с п. 1 ст. 37 ГК РФ. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Согласно ч.5 ст. 29 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;  нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

При наличии оснований, связанных с совершением действий против интересов опекаемых, из-за бездействия должностных лиц отдела опеки МО «Намский улус» и при их попустительстве никто из опекунов не отстранен от исполнения обязанностей, что способствовало нарушению имущественных прав детей в течение ряда лет.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры Намского района должностные лица отдела опеки МО «Намский улус», допустившие  ненадлежащее исполнение своих обязанностей, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратура Намского района

Читайте дальше