9 ноября 2023 года – Всемирный день качества

Всемирный день качества — ежегодное мероприятие, проводимое во многих странах мира во второй четверг ноября.

Целью проведения Всемирного дня качества является повышение значения качества продукции и услуг, а также активизация той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблемам качества.

Всемирный день качества был утвержден в 1989 году. Через шесть лет ЕОК (Европейская Организация Качества) объявила неделю, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг, Европейской неделей качества. Неделя качества является традиционным поводом для кампаний по информированию общественности, продвижению и демонстрации преимуществ и важности качества для конкурентоспособности.

В 2023 году Всемирная неделя качества состоится под девизом: «Россия — страна со Знаком качества» и пройдет с 7 по 10 ноября 2023 года, а День качества — 9 ноября.

Первые упоминания о стандартах качества в России относятся ко времени правления Ивана Грозного. В XVI веке появились стандарты для приборов, измеряющих пушечные ядра.

В эпоху Петра Великого в зоне внимания оказалось кораблестроение и изготовление оружия, поэтому акцент делался на проверке качества металла, столь важного в этих сферах, и на стандартизации судов.

При его правлении уральские заводчики Демидовы начали клеймить свою продукцию «Знаком соболя». Этот знак сразу завоевал авторитет и у отечественных, и у зарубежных покупателей.

В 1725 году на реке Тагил в 65 верстах от Екатеринбурга Акинфий Демидов основал Нижнетагильский завод. Тагильское железо пользовалось большим спросом на западноевропейском рынке.

В 1833 году в российский Департамент внешней торговли поступило сообщение одного из консулов с Ионических островов, являвшихся в то время крупным международным центром торговли металлами. Он пишет, что английские и австрийские заводчики обманывали оптовых покупателей «…подделывая клеймо, которое кладется на русское железо после первой отковки».

Убедительное подтверждение высокого качества русской продукции.

В XIX веке качественные товары начали поощрять призами и наградами. Самым престижным знаком для производителей было разрешение поставлять товары императорскому двору. В первой половине XIX века сложился статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В период царствования Александра II эта позиция стала официальной, а действительные поставщики знак с гербом государства могли ставить на своей продукции и вывесках. Например, обязательными условиями получения этого знака были большой опыт производства – не менее 8–10 лет, репутация надежного поставщика с собственными товарами, без перекупки.

В правилах говорилось, что знак качества выдается владельцу компании на три года. При смене владельца новому хозяину следовало получать звание снова. Не передавалось звание и по наследству, исключение – случаи обращений за особым Высочайшим разрешением.

Сложные процедуры проверки поставщика и получения знака привели к тому, что немногие получали почетный статус. Лишь 40 компаний получили право ставить герб государства на продукции.

Знак качества СССР был введён в действие 20 апреля 1967 года с целью стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства.

В 1962 году появился «Закон о товарных знаках», в 1967-м вышло и положение государственном знаке качества. Первым этого знака был удостоен электродвигатель Завода имени Ильича. Знак качества присваивался на три года, причем на основе аттестационной комиссии и только на товары высшего качества.

В 1980-е годы многие товары, уходящие на экспорт, обозначались слоганом Made in USSR. Вот эти товары изготавливались с более высоким уровнем качества, и когда они перепадали отечественному покупателю, награждались словами: «Умеют же, когда хотят».

День качества в России начали отмечать в 2016 году.

Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации, качеством жизни — а это и сохранение окружающей среды, и физическое здоровье, и психологический комфорт человека.

Целью российской государственной политики в области качества является обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках для стабильного развития экономики России, обеспечения наибольшей занятости населения, решения социальных вопросов и, в конечном итоге, повышения качества жизни граждан.

Вопросами качества продукции и защитой прав потребителей в России занимаются территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления, общественные объединения потребителей и др.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора Республики Саха (Якутия) в Намском районе

Читайте дальше