Предупреждение преступности – это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.
Профилактика преступлений и правонарушений в нашей республике регламентируется Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 243-З № 493-III «О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия), а также другими ведомственными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РС(Я) от 15.06.2005 243-З № 493-III субъектами профилактики правонарушений являются государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления (органы опеки и попечительства, органы общественной самодеятельности населения, иные органы местного самоуправления), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения культуры, спорта и туризма, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, органы службы занятости, центры профилактики правонарушений, другие органы, учреждения и организации, а также граждане.
Таким образом, деятельность по профилактике правонарушений должна быть организована всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и общественными организациями.
В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Внесенное дознавателем, руководителем следственного органа или следователем представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Неисполнение требований дознавателя, руководителя следственного органа или следователя влечет административную ответственность в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ.
Сотрудниками следственного отделения ОМВД России по Намскому району по всем уголовным делам направляются соответствующие представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавшие совершению преступления, в соответствующие организации.
По инициативе сотрудников следственного отделения ОМВД России по Намскому району за неисполнения требований следователя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавшие совершению преступления были привлечены к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ должностные лица Дополнительного офиса № 8603/067 ПАО Сбербанк в с. Намцы (в 2018 году) и администрации МО «Ленский наслег» (в 2017 году).
По данному направлению следственным отделением ОМВД России по Намскому району планируется дальнейшая работа с целью выявления должностных лиц и организаций, которые в нарушение вышеуказанного ФЗ РФ, Закона РС(Я) и других НПА не принимают профилактические меры по предупреждению правонарушений и преступлений.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ невыполнение требований следователя влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Врио начальника следственного отделения ОМВД России
по Намскому району Жирков Алексей Владимирович